На протяжении четверти века московское законодательство формировалось как слаженная система взаимодополняющих нормативных правовых актов, регулирующих широкий спектр общественных отношений в мегаполисе.

Благодаря созидательной работе законодателей шести созывов в городе с нуля была создана законодательная база с учетом специфики Москвы как столицы Российской Федерации, крупного политического и финансового центра. Принятые законы города Москвы позволили обеспечить формирование социально-экономической системы мегаполиса, устойчивой к самым сложным вызовам.

Постоянное активное взаимодействие с представителями городского сообщества и ведущими экспертами в различных областях, учет позиции всех заинтересованных сторон позволили столичным парламентариям принять взвешенные законодательные решения, порой опережающие федеральные, благодаря чему своевременно, эффективно и комплексно решались многие проблемные вопросы, которые возникали ввиду стремительного развития столицы.

Одновременно, сформированная в Думе система правового мониторинга позволила оперативно отслеживать необходимость внесения изменений в московское законодательство ввиду принятия или изменения федеральных законов, регулирующих аналогичную предметную область.

Результатом подобного конструктивного взаимодействия стали законы, предметом регулирования которых являются все центральные сферы столицы: от работы системы органов государственной власти до защиты городской экологии.

Государственное строительство и местное самоуправление

28 июня 1995 года Московская городская Дума приняла Устав – Основной закон Москвы. Устав определил полномочия города Москвы, заложил правовой фундамент для эффективной работы столичных органов власти, установил территориальное устройство столицы.

Согласно Уставу, источник власти в Москве – жители столицы, обладающие избирательным правом. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти Москвы и органы местного самоуправления. Высшим законодательным (представительным) органом государственной власти города является Московская городская Дума.

Уставом также закреплены принципы организации и функционирования исполнительной власти. Высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший городской исполнительный орган государственной власти – Правительство Москвы – является Мэр Москвы, который с 2013 года избирается сроком на пять лет жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Благодаря принятым Думой нормативным правовым актам в столице выстроена эффективная система взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города.

Несмотря на то, что основы территориального устройства столицы определены Уставом, отдельные вопросы в данной сфере регулируются правовыми актами Москвы. Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» установлены принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы. Местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) в целях повышения эффективности работы на местах. Так, в 2015 году они были наделены полномочиями, направленными на повышение контроля в сфере капитального ремонта в многоквартирных жилых домах, проведение которого обеспечивает региональный оператор.

В целях реализации конституционных прав граждан Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» определил порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти столицы и в органы местного самоуправления. Кодекс обеспечил соблюдение принципа гласности и открытости выборов, способствовал созданию комфортных условий для обеспечения участия жителей столицы в процедуре голосования.

Для того, чтобы граждане, находящиеся в местах их компактного проживания или временного пребывания за пределами территории города, могли принять участие в голосовании при проведении выборов Мэра Москвы, в 2018 году Московская городская избирательная комиссия была наделена полномочием по образованию избирательных участков для голосования избирателей, включенных в список избирателей по месту их нахождения, за пределами территории города Москвы, а также по установлению порядка реализации данного полномочия территориальными избирательными комиссиями.

Городские финансы

Грамотная и сбалансированная бюджетная политика, с одной стороны – это основа динамичного развития столицы, создания высококачественной современной инфраструктуры, способствующей повышению уровня комфорта жизни москвичей, с другой – гарантия выполнения всего комплекса социальных обязательств.

Ежегодно Дума принимает законы о городском бюджете, бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и законы об их исполнении.

На заседании Думы 10 сентября 2008 года был принят Закон города Москвы № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», который определил общие принципы и порядок финансового планирования в городе, полномочия органов власти и специфику их взаимодействия в данной сфере, требования к проектам законов о бюджете, об исполнении бюджета и прилагаемым к ним материалам.

Размер бюджета столицы сравним с размером бюджетов многих средних государств. Бюджет Москвы традиционно имеет ярко выраженную социальную направленность. Ежегодно более 40% бюджетных расходов предусматривается на развитие социальной сферы (здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру и спорт).

Доходная часть бюджета Москвы формируется из налоговых отчислений, доходов от использования имущества, продажи материальных и нематериальных активов, административных платежей, штрафов и других платежей.

С 2011 года изменился подход к формированию и планированию бюджета – он стал формироваться по программно-целевому принципу. Показатели расходной части проекта бюджета стали представляться к рассмотрению и утверждению с распределением по государственным программам города Москвы, подпрограммам, мероприятиям и не включенным в программы направлениям деятельности органов государственной власти города.

На заседании Думы 29 ноября 2017 года был принят Закон города Москвы № 47 «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов». Этот бюджет можно назвать не только социально-ориентированным, но и в определенном смысле социально сформированным. Существенно возросли финансовые обязательства перед москвичами: увеличена региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, в 2-5 раз повышаются социальные выплаты старшему поколению и семьям с детьми. В целом расходы социального характера составляют порядка половины всех расходов бюджета города. При этом в полном объеме финансированием обеспечиваются все программы, направленные на развитие города.

Отдельное место в деятельности Думы занимают вопросы развития налогового законодательства. Сложность налоговой политики столицы обусловлена необходимостью соблюдения постоянного баланса между стабильным поступлением налогов в бюджет и созданием благоприятной среды для занятия бизнесом.

Налоговая политика неразрывно связана с текущей экономической ситуацией, что обуславливает высокую динамичность данной сферы. Проводятся постоянная оценка и анализ эффективности действующих налогов, устанавливаются адресные налоговые льготы в целях создания условий для стабильного и динамичного развития наиболее перспективных направлений городской экономики, выстраивается справедливый уровень налоговой нагрузки на различные субъекты, постоянно совершенствуются механизмы применения льгот.

В целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса с 2013 года в столице введена в действие патентная система налогообложения. Она охватывает 80 видов предпринимательской деятельности в столице, в том числе сдачу в аренду жилых помещений, дач, земельных участков. Налоговая нагрузка определяется исходя из потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по соответствующим видам предпринимательской деятельности.

Особое внимание налоговой политике удаляют депутаты Думы шестого созыва. За последние годы принят ряд налоговых льгот, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике, поддержку развития инновационной и высокотехнологичной промышленности, защиту инвестиционного сектора.

Социальная политика

В Москве последовательно реализуются действующие и развиваются новые формы социальной поддержки населения. Повышение уровня и качества жизни населения является одной из главных целей социальной политики города Москвы. Поэтому первоочередной задачей для правотворческой деятельности столичного парламента остается принятие законов, направленных на решение проблем в социальной сфере.

Ряд системообразующих законов, регулирующих отношения в социальной сфере города, был принят в 2004-2005 годах в связи с вступлением в силу федерального закона о монетизации льгот, передавшего ряд полномочий на уровень субъектов Российской Федерации.

Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» закреплено предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы, в том числе труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным лицам, гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Меры социальной поддержки обеспечиваются путем предоставления ряда социальных услуг без оплаты или на льготных условиях, а также ежемесячных денежных выплат. В перечень городских мер социальной поддержки входит право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, льготный отпуск лекарств по рецептам врачей, льготный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Законом города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» в целях создания условий для повышения уровня жизни семей с детьми установлен комплекс мер социальной поддержки, которые осуществляются за счет городского бюджета. В сферу действия Закона включены различные категории семей с детьми: малообеспеченные, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, студенческие и другие семьи. В Законе определены условия назначения единовременных и ежемесячных денежных выплат указанным семьям, закреплены основания получения натуральной помощи и различных льгот.

Закон города Москвы от 23 марта 2016 года № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве» установил обязательность предоставления отдельным категориям граждан, достигшим возраста 70 лет, мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт. Закон позволил снизить расходы социально незащищенных категорий москвичей, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.

Сохранение и укрепление здоровья населения является одной из ключевых тем социальной политики органов государственной власти города Москвы. Закон города Москвы от 17 марта 2010 года № 7 «Об охране здоровья в городе Москве» обеспечил эффективное регулирование отношений в области охраны здоровья в столице в целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи. Документ установил основные принципы реализации государственной политики в сфере здравоохранения, среди которых приоритет профилактических мер и доступность медико-социальной помощи. Законом закреплены государственные гарантии охраны здоровья населения столицы и определены виды помощи в сфере здравоохранения, в том числе первичная медико-санитарная, специализированная, скорая и неотложная медицинская помощь.

Законом города Москвы от 28 февраля 2007 года № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве» установлены правовые основы реализации в столице комплекса мер по профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Документ обеспечивает регулирование отношений в сфере антинаркотической пропаганды, антинаркотического обучения и воспитания граждан, а также по вопросам лечения и реабилитации больных наркоманией. Законом предусмотрена возможность проведения добровольного диагностического тестирования столичных школьников и студентов на предмет немедицинского употребления наркотических средств.

Одним из эффективных методов укрепления здоровья молодежи и населения в целом является развитие массовых видов физической культуры и спорта. Закон города Москвы от 15 июля 2009 года № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» урегулировал отношения в области физической культуры и спорта; определил городскую систему организации данной сферы и меры государственной поддержки в ней.

Важным фактором развития города, обеспечивающим, в частности, реализацию его социальной, культурной и экономической политики, является образование. Улучшение качества образования – одно из необходимых условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Закон города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 «Об общем образовании в городе Москве» регулирует отношения, связанные с обеспечением права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в различных формах и объеме, установленном федеральными государственными образовательными стандартами.

Городское хозяйство и градостроительство

Необходимым условием динамичного и комплексного развития такого мегаполиса как Москва является наличие специального законодательства, регулирующего отношения в основных сферах городского хозяйства. За период деятельности Думы с 1994 года принят ряд основополагающих нормативных правовых актов по таким направлениям как управление собственностью города Москвы, реализация экономической и предпринимательской деятельности, развитие промышленности, научного потенциала, сфер потребительского рынка и услуг, регулирование земельных правоотношений, вопросов архитектуры, градостроительства, транспортной системы.

В целях создания комфортных условий жизни москвичей и устойчивого развития столицы Законом города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» установлены основополагающие требования к осуществлению градостроительной деятельности, определены ее субъекты, гарантии их прав и законных интересов. Кодекс комплексно и эффективно урегулировал отношения в столице по таким фундаментальным вопросам, как территориальное планирование, градостроительное зонирование, архитектурно-строительное проектирование, возведение и реконструкция объектов капитального строительства.

Концепция развития города с 2010 по 2025 годы содержится в Законе города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «Генеральный план города Москвы». В составе Генерального плана: положения о территориальном планировании города Москвы, карты и схемы территориального планирования города Москвы. В целях обеспечения комплексного развития инфраструктуры столицы в 2017 году дважды были внесены изменения в Генеральный план города. Первые учитывают особенности присоединенных к столице дополнительных территорий («Новая Москва»), вторые касаются развития района Некрасовка.

Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года № 18 «О благоустройстве в городе Москве» установлен порядок проведения комплекса мероприятий по созданию и содержанию объектов благоустройства в столице. Документ направлен на обеспечение сохранности внешнего архитектурно-художественного облика города, а также доступности территорий общего пользования. Под действие Закона подпадают в том числе произведения монументально-декоративного искусства, внешние поверхности зданий, информационные конструкции, летние кафе. Документ способствует повышению безопасности и комфортности условий проживания, улучшению санитарного и эстетического состояния территории столицы.

Закон города Москвы от 26 ноября 2008 года № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» урегулировал отношения между органами государственной власти столицы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Законом определены формы господдержки, установлены гарантии равного доступа к ней субъектов предпринимательства. Особые виды поддержки установлены для предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности и деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.

Одним из важнейших документов, принятым столичными парламентариями шестого созыва, стал Закон города Москвы от 7 октября 2015 года № 55 «О промышленной политике города Москвы». Проект документа предварительно обсуждался в столичном бизнес-сообществе. Он определяет основные понятия и полномочия органов исполнительной власти Москвы по развитию промышленной деятельности, закрепляет финансовые и имущественные меры стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности. Особое внимание в нем отведено поддержке промышленных и инжиниринговых комплексов, технопарков и индустриальных парков, объединению предприятий в промышленные кластеры.

Жилищная политика

Решение вопросов обеспечения жилыми помещениями жителей Москвы – одно из приоритетных направлений в работе органов власти столицы. В целях создания комфортных условий проживания москвичей столичный парламент проводил работу по созданию и своевременной актуализации правовой базы, направленной на развитие городской жилищной политики.

В 2017 году началась реализация масштабной программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Данная программа – это уникальный и не имеющий аналогов в мире проект. Он рассчитан на 15 лет и затрагивает интересы более миллиона москвичей. Беспрецедентным является не только сам масштаб реновации, но и тот уровень вовлеченности граждан, которого удалось достичь при подготовке проектов городского и федерального законов.

О начале разработки Программы реновации жилищного фонда в городе Москве стало известно 21 февраля 2017 года на встрече Президента России В.В. Путина и Мэра Москвы С.С. Собянина. Мэр Москвы тогда заявил, что в городе осталось значительное количество «некомфортного, по большому счету ветхого жилья», которое через 10-20 лет станет аварийным.

В этих условиях было принято принципиальное решение о необходимости федерального закона, направленного, в первую очередь, на создание нового правового института — «реновация жилой застройки» и установление гарантий для граждан, получающих новое жилье в рамках программы реновации.

Соответствующие гарантии были в итоге закреплены как в федеральном законе о реновации, так и в Законе города Москвы от 17 мая 2017 года № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в столице». Принятые меры направлены на учет мнения жителей при формировании и реализации программы реновации, предоставление равнозначных и равноценных жилых помещений, создание комфортной среды проживания граждан при осуществлении программы, содействие социально незащищенным категориям москвичей при переселении.

В 2017 году также был принят закон, распространяющий право на оказание бесплатной юридической помощи на граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, нанимателями жилых помещений в таких многоквартирных домах на условиях социального найма, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с учетом мнения указанных граждан при формировании и реализации указанной программы, с защитой их жилищных и имущественных прав при осуществлении реновации жилищного фонда в Москве.

Экология и охрана окружающей среды
Заседание круглого стола в рамках комиссии по экологической политике (шестой созыв)
Интенсивное развитие мегаполиса в том числе его транспортной, инженерной и производственной инфраструктур требует комплексного подхода к контролю за экологической обстановкой в городе. Думой принят ряд законов в области охраны окружающей среды, которые направлены на эффективное решение вопросов, связанных с обеспечением здоровой экологии в столице.

Основу природного комплекса Москвы составляют особо охраняемые природные территории города, являющиеся предметом ландшафтного и историко-культурного наследия столицы. Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» урегулировал вопросы организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий столицы в целях сохранения уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира. Закон позволяет реализовывать столичными властями комплекс мероприятий по надлежащему содержанию и благоустройству основных видов особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе природно-исторических парков и заказников.

Актуальным как в экологическом, так и в социальном аспектах является вопрос защиты зеленых насаждений, которые выполняют различные функции в формировании городской среды, в том числе санитарно-гигиеническую, эстетическую и культурную. Законом города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений» предусмотрены меры по защите всех зеленых насаждений в столице независимо от форм собственности на земельные участки, на которых они расположены. В целях сохранения благоприятной окружающей среды вырубка деревьев и кустарников в Москве может осуществляться лишь на основании специального разрешения. Во всех случаях утраты зеленых насаждений и объектов озеленения, в том числе в процессе строительных работ, в обязательном порядке проводится процедура компенсационного озеленения.

Административная ответственность
Заседание комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам (шестой созыв)
В современных условиях развития мегаполиса все более возрастает роль ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных конституционным, налоговым, бюджетным, земельным, экологическим и другим законодательством.

До 2007 года в городе действовало несколько законов, содержащих нормы об административной ответственности, которые не были связаны друг с другом. Это приводило к искажению и дублированию данных норм и, в конечном итоге, к снижению эффективности их правоприменения. Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» явился единым законодательным актом, обладающим высокой степенью юридической силы и содержащим нормы комплексного регулирования административных отношений в столице.

Закон устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в городе Москве, определяет органы и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

В целях создания благоприятных условий для отдыха москвичей Законом города Москвы от 12 июля 2002 года № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве» установлены требования по соблюдению покоя граждан и тишины. С 23.00 до 7.00 не допускается совершение действий, нарушающих тишину, на территориях и в помещениях, определенных Законом, в том числе в жилых домах, больницах, гостиницах, общежитиях. С учетом позиции жителей Москвы действует запрет на проведение ремонтных работ в многоквартирных домах с 19.00 до 9.00 и с 13.00 до 15.00, а также в воскресенье и нерабочие праздничные дни.

Московская городская Дума