Аппарат Московской городской Думы — постоянно действующий государственный орган, осуществляющий организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, материально-техническое, финансово-экономическое, хозяйственное и иное обеспечение деятельности Думы.

Основные задачи Аппарата — создание необходимых условий для эффективной работы Думы, ее структурных подразделений, оказание практической помощи депутатам в осуществлении их полномочий.

На протяжении своей истории Аппарат постоянно развивался, совершенствовалась его структура в соответствии с новыми задачами, которые требовали решения от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.

  • Создание Аппарата Думы

    Аппарат Думы образован 12 ноября 1993 года распоряжением Мэра Москвы № 650-РМ в целях оперативной подготовки к началу работы Думы. Документом утверждены структура Аппарата, Положение об Аппарате Думы, установившее его основные задачи и функции, назначен Руководитель Аппарата.

  • Структура Аппарата до 2002 г.

    Структура Аппарата Думы в 1994-2002 гг.

    Сформированная 12 декабря 1993 года Дума, руководствуясь принятым Регламентом, утвердила новое Положение об Аппарате Думы. Соответствующее постановление было принято в январе 1994 года. Позднее, в апреле того же года, были утверждены новая структура и штатная численность Аппарата.

  • Новое положение об Аппарате Думы

    Расширение полномочий Думы, порядка деятельности потребовали внесения корректив в определение функций Аппарата, что нашло отражение в действующем Положении об Аппарате Думы, которое депутаты приняли 27 ноября 2002 года. Согласно постановлению структура Аппарата претерпела реорганизацию, в ней появились управления. Преобразования в Аппарате позволили перераспределить кадровый потенциал в соответствии с функциональными задачами, улучшить управляемость, повысить качество организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Думы.

  • Аппараты фракций

    Повышение в законотворческом процессе роли добровольных депутатских объединений в Думе (фракций) вызвало необходимость создания новых условий для их работы. Для решения данной задачи в 2004 году в структуре Аппарата образованы аппараты фракций.

  • Статус государственного органа

    В сентябре 2005 года Положение об Аппарате дополнилось новыми нормами. Аппарат Думы приобрел статус государственного органа. Одновременно был уточнен статус Руководителя Аппарата как представителя нанимателя (города Москвы) для служащих, замещающих должности государственной гражданской службы города Москвы в Аппарате Думы. В связи с расширением функций и увеличением полномочий кадровой работы в государственном органе отдел кадров и государственной службы был преобразован в Управление государственной гражданской службы и кадров.

  • Расширение полномочий Аппарата

    Новые функции Аппарата были закреплены соответствующими постановлениями Думы в 2007-2008 годах. В целях совершенствования информационно-технологического и материально-технического обеспечения деятельности депутатов, оптимизации реализации указанных функций с января 2008 года в структуру Аппарата вошли отделы Финансово-хозяйственного управления Мэрии Москвы, в ведении которых находилась часть полномочий по обеспечению работы Думы.

  • Новые задачи и дальнейшее развитие

    Для решения задач по защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, соблюдения пропускного и внутриобъектового режима, с 2009 года начал работу отдел защиты государственной тайны и режима. Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования работы с обращениями граждан, входящей и исходящей корреспонденцией отдел документационного обеспечения преобразован в Управление документационного обеспечения, Приемная Думы — в Приемную Думы (на правах управления).

  • Расширение материально-технического обеспечения Думы

    В 2011 году в связи с возложением на Аппарат Думы дополнительных функций в рамках материально-технического обеспечения деятельности парламента, в целях повышения эффективности его работы Управление по обеспечению деятельности Думы преобразовано в Управление делами Думы, отдел бухгалтерского учета и отчетности — в Управление бухгалтерского учета.

  • Новые структурные подразделения

    В 2014 году в связи с усложнением задач по обеспечению внутриобъектового режима и охраны зданий и помещений Думы отдел защиты государственной тайны и режима преобразован в Управление. Кроме того, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в целях повышение эффективности работы Аппарата по планированию и осуществлению закупок для нужд Думы было создано новое структурное подразделение — Управление контрактной службы.

Аппарат возглавляет назначаемый Думой Руководитель Аппарата, который несет персональную ответственность за выполнение функций, возложенных на Аппарат. Руководитель Аппарата утверждает Административный регламент – основной документ для обеспечения деятельности Думы, которым устанавливаются административные процедуры по исполнению функций Аппарата. Первая редакция регламента была разработана в 2006 году в соответствии c Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Действующая редакция Административного регламента утверждена приказом Руководителя Аппарата в 2017 году.

Современная структура Аппарата Думы

Аппарат Московской городской Думы

Особое значение для успешного осуществления Думой своих полномочий имеет реализуемая в Аппарате кадровая политика. Обеспечиваются мероприятия по повышению профессионального и образовательного уровня служащих. Служащие в Аппарате Думы регулярно повышают квалификацию в Московском городском университете управления Правительства Москвы. Проводятся аттестации служащих и квалификационные экзамены. Разработана и введена в практику работы Аппарата система оценки кадрового потенциала служащих при перезаключении контрактов и кандидатов, претендующих на должности гражданской службы в Аппарате.

Благодаря высокому профессионализму кадровый состав Аппарата решает широкий спектр задач по обеспечению деятельности столичного парламента, в числе которых:

  • сопровождение заседаний Думы, ее комиссий и всего комплекса иных мероприятий, проводимых Председателем Думы и депутатами на площадке парламентского центра;
  • проведение юридической и антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, подготовка заключений на проекты документов;
  • осуществление анализа и мониторинга законодательства Москвы;
  • сопровождение рассмотрения депутатами проектов и выпуск принятых Думой документов;
  • обеспечение освещения деятельности Думы и депутатов в СМИ, сопровождение официального сайта Думы;
  • выпуск справочно-статистических материалов о деятельности Думы и аналитических записок по актуальным проблемам развития города, требующим правового регулирования;
  • ведение делопроизводства, обработка входящей и исходящей корреспонденции;
  • регистрация и учет обращений граждан, анализ их характера и содержания;
  • организация приема посетителей, в том числе депутатами Думы;
  • закупка товаров, работ и услуг для нужд Думы;
  • контроль за целевым, своевременным, полным и эффективным использованием объемов бюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение деятельности Думы.
Руководство Аппарата Думы и начальники структурных подразделений

Руководство Аппарата Думы
и начальники структурных подразделений

В целях дальнейшего повышения качества обеспечения деятельности столичного парламента Аппаратом Думы реализуется большой комплекс мероприятий по совершенствованию его работы. Оперативно осваиваются новые направления деятельности, связанные с развитием системы органов государственной власти.

Задачи, стоящие перед Аппаратом, требуют широкого применения современных информационных технологий, которые последовательно внедряются в работу структурных подразделений. В рамках реализации данного направления работы служащие в Аппарате уделяют особое внимание развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры Думы, обеспечению электронного документооборота, модернизации официального сайта Думы. Внедрение современных информационных систем способствует созданию дополнительных возможностей для реализации полномочий депутатов Думы и их помощников, значительно повышает производительность труда в Аппарате Думы.

Московская городская Дума